Magistral Опубликовано 1 августа, 2013 Опубликовано 1 августа, 2013 Приглашаем Вас совершить небольшое путешествие в один из самых старых городов Подмосковья - Звенигород, который издавна получил название "Русская швейцария". Программа рейда включает в себя: Обзорная экскурсия по Звенигороду с гидом-экскурсоводом. Посещение древнего кремля (городок). Экскурсия по Саввино-Сторожевскому монастырю. Посещение Царициных палат. Посещение Скита Преподобного Саввы и святого источника. В течение всего рейда автомобили передвигаются колонной и сопровождаются гидами, которые ведут экскурсию как на остановках, так и во время движения по LPD радиосвязи. В связи с этим рекомендуем всем иметь с собой радиостанции LPD диапазона. ЭКСКУРСИОННАЯ ПРОГРАММА РЕЙДА ЗВЕНИГОРОД - один из древнейших городов Подмосковья, славящийся красотой природного ландшафта и ценнейшими памятниками древнерусского зодчества. Впервые он упоминается в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты около 1339 г., но известно, что еще в XII в. здесь находилось укрепленное поселение. Существует предположение, что город был основан в княжение Юрия Долгорукого. В древности городу была отведена роль сторожи Московской земли. Время его расцвета приходится на период правления князя Юрия Звенигородского, второго сына Дмитрия Донского. В это время Звенигород был укреплен мощным валом с деревянной стеной и башнями по углам крепости. В основании вала были поставлены деревянные бревенчатые срубы, заполненные плотной глиной. Внешняя сторона вала также была густо покрыта глиной. Подобную крутую (до 70 градусов) наклонную плоскость достаточно было слегка полить водой, чтобы сделать ее скользкой и недоступной для нападающих. Вся верхняя площадка вала и внутренний его скат были тщательно вымощены мелким булыжником, так, что даже в самую сырую погоду воинам легко было взойти на боевую площадку вала. По углам кремля были поставлены четыре башни, одна из которых была проездной. Кроме того, крепость защищали широкие овраги. По тем временам это было мощное фортификационное сооружение. В 1,5 км от него, на горе Стороже, на средства князя Юрия его духовным наставником Саввой был основан монастырь. В первой четверти XV в. Звенигород стал крупным торговым центром. Здесь даже велась чеканка своей монеты. В XVI-XVII вв. Звенигород представлял собой населенный и достаточно благоустроенный город. В Смутное время Звенигород постигло страшное разорение. После взятия Смоленска он утратил значение форпоста Москвы. Историческое значение города перешло к монастырю, ставшему царским богомольем. XIX в. Звенигород, оставшийся в стороне от торговых путей, железной дороги и новых промышленных центров, начал приобретать черты тихого дачного городка. Прекрасное местоположение, богатство природного края, чистый воздух способствовали превращению Звенигорода в курортную зону. Не случайно его называли «Русской Швейцарией». Пейзажи в окрестностях Звенигорода привлекали многих известных художников. Здесь работали И. Левитан, К. Саврасов, А. Архипов, братья К. и С. Коровины, И. Репин, М. Якунчикова, В. Борисов-Мусатов, Н. Крымов и др. В Звенигороде и его окрестностях жили А. Герцен, С. Танеев, посещали Н. Карамзин и Ф. Шаляпин. В 1883 г. в Звенигороде побывал А.П. Чехов, а год спустя стал работать в местной больнице. По звенигородским мотивам были написаны рассказы «Мертвое тело», «Сирена» и некоторые другие. Больница, в которой работал А.П. Чехов, теперь носит его имя. САВВИНО-СТОРОЖЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ - основан в 1398 году монахом Саввой, учеником Сергия Радонежского, по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Димитриевича. Вначале была выстроена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Её расположили на высокой горе Сторожи, в виду Москвы-реки — основного транспортного пути на запад из Москвы в то время, у устья речки Розвадни, позже названной Сторожкой. Для уединения Савва ископал пещерку, в которой проводил время в молитве. Поначалу площадь обители была небольшой, но со временем число монахов росло, и территория монастыря значительно увеличилась. Князь Юрий Дмитриевич с самого основания Саввино-Сторожевского монастыря опекал его, стремясь превратить в свою придворную обитель. Уже в первые годы своего существования в начале XV в. (1402 г) монастырь получил от звенигородского князя обширные владения в непосредственной близости от города: села Белгино, Дубацыно и Усть-Розвадня с тянувшими к ним деревнями, а также огромные бортные леса на юге Городского стана (село Усть-Розвадня на другом берегу Розвадни позже стало подмонастырским и стало называться Саввинская Слобода). В XV—XVII веках Саввино-Сторожевский монастырь играл роль военного форпоста Московского княжества на западе. Обитель была любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда, в частности, приезжали Иоанн IV Грозный с супругой Анастасией Романовной, а также их сын Феодор Иоаннович. При царе Алексее Михайловиче монастырь стал загородной царской резиденцией. Здесь были возведены дворец государыни, царские палаты. Тогда же монастырь был обнесен каменными стенами. Храмы обители расписывали иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля. Архимандрит Никанор (1654—1658) впоследствии стал архимандритом Соловецкого монастыря, где возглавил восстание против никоновцев. К Саввино-Сторожевскому монастырю из Москвы был проложен Звенигородский тракт, который также был известен как Царский путь или Дорога царей богоизбранных, по нему не раз совершали обязательные паломничества в монастырь к мощам Саввы Сторожевского все русские правители: великие князья, цари и императоры. В первой половине XX века эта дорога называлась Звенигородское шоссе, теперь же она более известна как Рублёво-Успенское шоссе или просто Рублёвка. Во время Отечественной войны 1812 года из Савво-Сторожевского монастыря выезжал на молебны к московскому ополчению московский викарий епископ Августин. Из монастыря вывозили русские святыни — Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери — для всенародного моления о защите Русской земли. Монастырь, занятый французами, не был разграблен: по преданию, преподобный Савва явился к французскому полководцу Евгению Богарне и велел не трогать обитель. В 1917 году настоятелем монастыря был назначен священномученик Димитрий (Добросердов). В середине 1919 года монастырь был закрыт. В 1941 году во время эвакуации был разрушен уникальный 35-тонный Большой Благовестный колокол (изображённый на гербе Звенигорода), звон которого, по свидетельству очевидцев, доходил до Москвы (в начале XXI века на замену этого колокола был установлен другой, столь же массивный). Краеведы утверждают, царь Алексей Михайлович придал Саввино-Сторожевскому монастырю статус первой в России лавры (по значимости и по счёту), и лишь только затем такой же статус получили Киево-Печерская и Троице-Сергиева обители. Подробная информация на сайте: http://www.magistral.su/forum/viewtopic.php?f=218&t=2218 Как проходят подобные мероприятия можно почитать здесь: "Жемчужина Русской культуры" (г.Таруса, музей Цветаевых, усадьба Поленово) - фотоотчёт "Литературная усадьба" (По старинным усадьбам А.П.Чехова и А.С Пушкина) - фотоотчёт "Вдоль по Волге" (По старинным Русским городам Калязин, Кашин, Углич, Мышкин) - фотоотчёт "Колыбель космонавтики" (По историческим местам г.Калуга с посещением музея космонавтики им. Циолковского и планетария) - фотоотчёт
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти