Перейти к содержимому
Locky

Применение разных типов АКБ на Матизе и Спарках М200, М300

Рекомендуемые сообщения

Продолжая исследования АКБ поговорим далее о типах АКБ. На данный момент наибольшее распространение среди автомобильных АКБ имеют батареи с жидким электролитом. Существуют также AGM(Absorbent Glass Mat) батареи с матами из стекловолокна, пропитанными кислотой и гелевые. Но они пока что на полках магазинов встречаются крайне редко, поэтому заострять внимание на них сейчас не будем.

Традиционные, которые сейчас продаются, представлены, в основном 3 типами.

1.Малосурьмянистые – самые дешёвые. Таковыми они стали называться после того, как производителям удалось снизить содержание сурьмы в пластинах менее 5%. Это сильно снизило выкипание воды во время работы. Их зачастую даже называют необслуживаемыми, хотя это не так. Просто доливать воду по сравнению со старыми сурьмянистыми стало надо редко. Они стали гораздо более устойчивы к перезарядам, чем старые сурьмянистые. К тому же они сохранили способность к глубоким разрядам.

2.Кальциевые. Обозначаются Ca/Ca - их отличительной особенностью является отсутствие сурьмы в пластинах АКБ - вместо него используют кальций. Это позволило снизить выкипание воды настолько, что её в действительно не нужно более доливать при правильной эксплуатации. К преимуществам стоит отнести высокие стартерные токи, малый ток саморазряда. Кроме того, часто в пластины АКБ добавляют немного серебра для снижения внутреннего сопротивления АКБ. Это повышает его КПД, увеличивает стартерные токи и ёмкость батареи. Такие батареи обычно имеют надпись «Silver»

Но имеются также и существенные недостатки. Кальциевые батареи не терпят глубоких(более 50%) разрядов – после нескольких таких разрядов батарея катастрофически теряет ёмкость. Кроме того, они крайне чувствительны к бортовому напряжению. Пульсации зарядного напряжения допускаются не более 1%. Стоимость его намного больше, чем малосурьмянистой АКБ

3.Гибридные. Это батареи, у которых отрицательные пластины выполнены из кальциевого сплава, а положительные – из малосурьмянистого. Обозначаются Ca+. По своим свойствам и цене находятся посредине между малосурьмянистыми и кальциевыми батареями.

Это всё то, что лежит на поверхности. Но если присмотреться внимательнее, то мы увидим такую тонкость – напряжения полностью заряженной батареи у всех трёх типов разное. Так, если для малосурьмянистой АКБ максимальное напряжение заряда составляет 14,4В, то для кальциевой – 15В.Для гибридной максимальное напряжение – 14,6В Кроме того, для кальциевой АКБ ток заряда по достижении 85% заряда резко снижается. В связи с этим критически важной является настройка бортового напряжение автомобиля. Ведь если на автомобиль, рассчитанный для малосурьмянистой АКБ поставить кальциевую батарею, то она быстро потеряет свой пусковой ток и ёмкость, а если вместо кальциевой вставить малосурьмянистую или гибридную АКБ, то она быстро разрушиться из-за перезаряда.

Учитывая настройки генераторов Спарков М200 и М300, а также генераторов DAC на Матизах, можно уверенно сказать, что они рассчитаны на применение гибридных АКБ Са+. Также более-менее удовлетворительно с небольшой степенью перезаряда будет работать малосурьмянистая АКБ. Применение Ca/Ca, а тем более серии Silver нецелесообразно, так как АКБ из-за хронического недозаряда прослужит даже меньше, чем малосурьмянистая. В серии Silver напряжение заряда батареи даже немного выше, чем просто Са/Са.

Что касается тех, кто заменил генераторы на образец Мандо-Валео, то тут напряжение сети ещё ниже и однозначно необходимо использовать только малосурьмянистые АКБ.

Также имеется ещё один нюанс – это пульсация зарядного напряжения. Дело в том, что измерительные приборы измеряют среднее напряжение, а не максимальное. Акб вовсе не является инерционным электрическим прибором, как многие из нас привыкли думать и все эти импульсы, в том числе высокочастотные преобразуются в химическую энергию. В связи с этим становиться понятно почему, заряжая малосурьмянистую или сурьмянистую АКБ с помощью старенького трансформаторного зарядника мы видим обильное газовыделение ещё задолго до достижения батареей напряжения 14,4В по вольтметру. Ведь выпрямленное напряжение пульсирует от 0 до максимума. А максимум больше действующего напряжения, которое показывают измерительные приборы в 1,41 раза! Более того – зачастую управление собрано на тиристоре, который даёт одиночные импульсы - тогда даже выпрямленным напряжением не пахнет.

 

Итоги. Для Матизов и Спарков М200 и М300, укомплектованных штатными генераторами наиболее целесообразно применение гибридных АКБ(СА+), допустимо применение малосурьмянистых. Применение же Са/Са и тем паче Са/Са Silver нецелесообразно ввиду быстрого падения их эксплуатационных качеств до уровня даже худшего, чем у малосурьмянистых АКБ, а цена их при этом гораздо выше. Для тех же, кто сменил генератор на Мандо-Валео необходима установка малосурьмянистых АКБ, Допустима установка гибридных . Для заряда АКБ желательно пользоваться импульсным зарядным устройством, т..к. уровень пульсаций на выходе у правильно изготовленного источника весьма невелик. Если же вы не уверены в качестве импульсного источника, то для страховки можете на выходе поставить электролитический конденсатор на напряжение 25 В и ёмкостью около 100 мкф на каждый ампер максимального выходного тока. То есть если ваше зарядное выдаёт максимальный ток 10А, то необходим конденсатор на 1000 мкф. Если же вы пользуетесь линейным(трансформаторным) зарядным, то необходимо поставить конденсатор гораздо большей ёмкости , в зависимости от формы выдаваемого напряжения и максимального зарядного тока. Заряжать же им кальциевые батареи крайне не рекомендую, поскольку жёсткие условия производителей по пульсации напряжения в 1% не удастся выдержать даже близко и даже при наличии большого конденсатора.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
 

Честно сказать не ожидал такого интереса к развитию темы. Но раз так давайте продолжим.

Вполне понятно, что в холодных регионах использование кальциевой батареи с хорошим пусковым током кажется более предпочтительным. Во-вторых в отличие от малосурьмянистых кальциевые батареи практически не выделяют пары при работе, а значит не разъедают краску и металл вокруг батареи. Ну а в-третьих магазины массово переходят на кальциевые АКБ и найти подходящую малосурьмянистую батарею уже можно далеко не в каждом магазине. Я понимаю - всё это подталкивает вас к модернизации.

Но беда в том, что у регулятора генератора Мандо другой алгоритм работы, не такой как вы думаете. Да, регуляторы DAC и Mando имеиеют по 4 выхода - + питания, масса, контрольная лампа, + бортовой сети.

В генераторе Мандо контрольная лампа выполняет только функцию индикации. Проверить это вы можете вынув её из панели приборов или выдернув предохранитель F1. После этого ток в этой цепи будет отсутствовать ввиду её разрыва. Заведите двигатель и убедитесь, что генератор продолжает работать и выдавать тоже самое бортовое напряжение.Вместо предохранителя Ef4 вы действительно можете вставить один или даже два диода в прямом направлении и после запуска убедитесь, что напряжение опять-таки осталось на месте. Так что необходимо вскрывать генератор и добираться до регулятора. В генераторе Мандо ВМ60273 это довольно сложно, в BN60273 немного полегче. Генератор Мандо в отличие от DAC весь запаян-заварен. В этом секрет его надёжности и в то же время плохой ремонтопригодности. Перед разборкой BM генератора рекомендую уточнить наличие в магазине диодного моста, поскольку риск его поломки велик. Собран регулятор на пластмассовых заклёпках и запаян, поэтому если будете его разбирать, то узнайте сразу есть ли в Вашем магазине новый во избежание неприятностей. Регулятор выполнен за одно целое со щёточным узлом. Внизу первые 2 фото регулятора генератора BM60273, третье - регулятора DAC.

На мой взгляд доработать регулятор ввиду отсутствия его точной схемы вряд ли получиться. Легче спаять новую цепь управления, благо это не так сложно.

post-22716-0-19032200-1458069990_thumb.jpg

post-22716-0-54209400-1458070000_thumb.jpg

post-22716-0-96961000-1458070013_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

×