Перейти к содержимому
Greyring

Штатные шины. Стоит ли использовать?

Рекомендуемые сообщения

Штатные шины. Стоит ли использовать?

Скорей всего большинство владельцев Матизов не задумывалось над этим вопросом. Не задумывался и я... Что меня сподвигло заняться им, я и сам не знаю. Наверное, так сложилось...

 

Начну с официоза, а именно с выдержек из ГОСТа Р ИСО 4000-1-2005 Шины для легковых автомобилей и ободья. Часть 1. Шины (метрические серии).

 

СВЕДЕНИЯ О СТАНДАРТЕ

3. Утвержден и введен в действие приказом Федерального агенства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. № 542-ст.

4. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 4000-1:2001 "Шины для легковых автомобилей и ободья. Часть 1. Шины (метрические серии)" (ISO 4000-1:2001 "Passenger car tyres rims - Part 1: Tyres (metric series)).

 

11. Выбор размеров шин

При выборе шин для автомобиля необходимо учитывать, что максимальная нагрузка автомобиля на шину не должна превышать максимальную нагрузку, соответствующую индексу нагрузки шины. Максимальная нагрузка автомобиля на шину - нагрузка на отдельную шину, которая определяется исходя из ее доли на каждой оси от массы максимально нагруженного автомобиля, деленной на два.

 

Нормальная нагрузка автомобиля на шину не должна превышать 88% максимальной нагрузки шины. Нормальная нагрузка автомобиля на шину - нагрузка на отдельную шину, которая определяется распределением (таблица 8), исходя из ее доли на каждой оси от суммы собственной массы полностью нагруженного и заправленного автомобиля, массы вспомогательного оборудования и нормальной массы людей, находящихся в автомобиле, деленной на два.

 

Таблица 8 - Пассажирская нагрузка и распределение лиц, находящихся в автомобиле, для нормальной нагрузки автомобиля при различном установленном количестве сидячих мест

 

Установленное количество .. . . Количество пассажиров . . . . . Распределение людей

сидячих мест в автомобиле . . . . . в автомобиле

. От 2 до 4 включ.. . . . . . . . . . . Два . . . . . . . . . . . . Два впереди

. От 5 и более . .. . . . . . . . . . . Три . . . . . . . Два-впереди, один-на втором сиденье

Изготовитель автомобилей может указать внутреннее давление в шине ниже соответствующего максимальной нагрузке на шину. В этом случае нагрузка на шину (при соответствующем нагружении автомобиля) не должна превышать значение, соответствующее индексу нагрузки шины при указанном внутреннем давлении в шине.

 

Таблица D.1 – Грузоподъемность шин при различном внутреннем давлении для стандартной нагрузки Q, кгс

Индекс

нагрузки . . . . . . . . . . Внутреннее давление, кПа

. LI . . . 140 . 150 . 160 . 170 . 180 . 190 . 200 . 210 . 220 . 230 . 240

. 71 . . . 243 . 254 . 265 . 276 . 286 . 296 . 306 . 316 . 326 . 336 . 345

. 72 . . . 250 . 262 . 273 . 284 . 294 . 305 . 315 . 325 . 335 . 345 . 355

. 73 . . . 257 . 269 . 280 . 292 . 303 . 314 . 324 . 335 . 345 . 355 . 365

. 74 . . . 264 . 276 . 288 . 300 . 311 . 322 . 333 . 344 . 354 . 365 . 375

. 75 . . . 273 . 285 . 297 . 309 . 321 . 332 . 344 . 355 . 366 . 376 . 387

. 76 . . . 282 . 295 . 307 . 320 . 332 . 344 . 355 . 367 . 378 . 389 . 400

. 77 . . . 290 . 304 . 317 . 329 . 342 . 354 . 366 . 378 . 389 . 401 . 412

С выдержками закончил... Они коротенькие, но очень информативные.

Хочу обратить внимание форумчан, что максимальная допустимая нагрузка на шину не должна превышаться НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ.

 

Все в курсе, что производителем в качестве штатных шин для Матиза, рекомендованы шины двух типоразмеров: 145/70 R13 и 155/65 R13. Просмотр шин этих типоразмеров от разных производителей показал, что для шины 145/70 R13 типовой индекс нагрузки - 71, для шины 155/65 R13 - 73. Исключений мной не обнаружено, различались лишь индексы скорости - Q, R, S, T.

 

А теперь, минуту внимания. Определим применимость этих шин для Матиза с помощью простейших расчетов. Для этих расчетов необходимо знать, всего лишь, полную массу автомобиля и его "развесовку" по осям. С полной массой вопросов нет - указана в ПТС. "Развесовка" по осям должна быть указана производителем, но не указана... Как быть? Приходится полагаться на собственные ощущения - передняя ось Матиза сильно перегружена относительно задней. Особенно это заметно в автомобилях полной комплектации. Впрочем, эта "беда" касается не только Матиза, но и большинства переднеприводников.

Исходя из вышесказанного, осмелюсь предположить, что распределение масс по осям (мостам) Матиза следующее: передняя-задняя, % – 55 : 45. "Жульничество" здесь небольшое, да и старшие товарищи поправят, если что...

 

Ну, а теперь сами расчеты...

 

Полная масса Матиза: 0,8 л – m = 1210 кг, 1,0 л – m = 1230-1290 кг (зависит от комплектации).

Максимальная нагрузка на все колеса:

– Матиз 0,8 – Qа = 1210 кгс

– Матиз 1,0 – Qа = 1230-1290 кгс

 

Максимальная ДОПУСТИМАЯ нагрузка на шину (табл.D.1):

– 145/70 R13 71 – Qш = 345 кгс

– 155/65 R13 73 – Qш = 365 кгс

 

Рекомендуемое производителем давление в шинах: Pш = 2,3 атм (233 кПа)

Максимальная нагрузка на шину при РЕКОМЕНДУЕМОМ давлении (табл.D.1):

– 145/70 R13 71 – Qшр = 339 кгс

– 155/65 R13 73 – Qшр = 358 кгс

 

НОРМАЛЬНАЯ нагрузка автомобиля на шину НЕ ДОЛЖНА ПРЕВЫШАТЬ, для шины:

– 145/70 R13 71 – Qн = 0,88·345 = 303,6 кгс

– 155/65 R13 73 – Qн = 0,88·365 = 321,2 кгс

 

Распределение масс по мостам Матиза: передний-задний, % – 55 : 45 (предположительно).

Нагрузка, ПРИХОДЯЩАЯСЯ НА ШИНУ ПЕРЕДНЕЙ ОСИ при полной загрузке Матиза Qа:

– Матиз 0,8 – Qшп = 0,55·Qа/2 = 0,55·1210/2 = 333 кгс

– Матиз 1,0 – Qшп = 0,55·Qа/2 = 0,55·(1230-1290)/2 = 338-355 кгс

 

Любители "комфортной" езды снижают давление в шинах до Pш = 1,8-2,0 атм (182-203 кПа)

Максимальная нагрузка на шину при таком давлении снижается до следующих значений (табл.D.1):

– 145/70 R13 71 – Qш = 288-309 кгс

– 155/65 R13 73 – Qш = 305-328 кгс

 

Что же можно Матизу на таких шинах? Внимательный взгляд сразу отметит - только СТОЯТЬ В ГАРАЖЕ... Шины перегружены, поэтому любое движение на таких шинах ПРОТИВОПОКАЗАНО. Ведь надо разгоняться, тормозить, маневрировать. А если припомнить ямки на наших дорогах...

Езда на таких шинах ПРИ ПОЛНОЙ ЗАГРУЗКЕ автомобиля просто ОПАСНА!

 

Минимально-необходимый индекс нагрузки для Матиза - LI = 75. Выше - еще лучше.

Но это ШИНЫ УЖЕ ДРУГОЙ РАЗМЕРНОСТИ !!!

Изменено пользователем Greyring

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
 

Согласен... насчет стоять в гараже...

Ну их нахрен, московские улицы

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На Спарке при тех же колёсах рекомендованное производителем давление ещё ниже - 2,1 атм.

 

А по отзывам на форуме - диски гнутся чаще, чем рвётся резина, при попадании в яму.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
На Спарке при тех же колёсах рекомендованное производителем давление ещё ниже - 2,1 атм.

А по отзывам на форуме - диски гнуться чаще, чем рвётся резина, при попадании в яму.

В моем сообщении нет оценки того, что должно происходить чаще. Хотя бы потому, что нет даже малейшего упоминания о дисках. Отмечены лишь дополнительные предпосылки для разрушения рекомендованных производителем шин:

1. Выбор шин для Матиза произведен неверно.

2. При полной загрузке автомобиля, перегруженная шина Матиза ИМЕЕТ ПОЛНОЕ ПРАВО разрушится.

 

В качестве дополнения, отмечу, что перегруженная шина никогда не покажет заложенных в нее качеств.

Это свойство материала шины и... Совсем другая история.

 

В качестве версии - почему диски гнутся чаще...

Подавляющее большинство автомобилей перевозят самого водителя и одного пассажира. Прикинем эту ситуацию на Матиз.

 

Снаряженная масса Матиза: 0,8 л – m = 810 кг (данные из собственного ПТС)

 

Максимальная ДОПУСТИМАЯ нагрузка на шину (табл.D.1):

– 155/65 R13 73 – Qш = 365 кгс

 

Максимальная нагрузка на все колеса (с учетом водителя и пассажира):

– Матиз 0,8 – Qа = 810 + 2*75 = 960 кгс

 

Давление в шинах: Pш = 1,8-2,1 атм (182 -213 кПа)

Максимальная нагрузка на шину при таком давлении (табл.D.1):

– 155/65 R13 73 – Qш = 305-338 кгс

 

Нагрузка, ПРИХОДЯЩАЯСЯ НА ШИНУ ПЕРЕДНЕЙ ОСИ (с учетом водителя и пассажира):

– Матиз 0,8 – Qшп = 0,55·Qа/2 = 0,55·960/2 = 264 кгс

 

Совершенно очевидно, что даже при давлении Pш = 1,8 атм, запас есть. И приличный...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
....диски гнутся чаще, чем рвётся резина, при попадании в яму.

От удара резина рвётся только при наличии внутреннего дефекта. На Матизе легкосплавный диск попросту как ножом разрезает резину при попадании колеса в выбоину.

А резину нужно ставить ту, которая прописана в инструкции к автомобилю. И эксплуатировать так как написано там же. А не подводить сомнительные теории под словоблудие.

Изменено пользователем Old_Falc

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
...

Ну, а теперь сами расчеты...

 

Полная масса Матиза: 0,8 л – m = 1210 кг, 1,0 л – m = 1230-1290 кг (зависит от комплектации).

Максимальная нагрузка на все колеса:

– Матиз 0,8 – Qа = 1210 кгс

– Матиз 1,0 – Qа = 1230-1290 кгс

...

НОРМАЛЬНАЯ нагрузка автомобиля на шину НЕ ДОЛЖНА ПРЕВЫШАТЬ, для шины:

– 145/70 R13 71 – Qн = 0,88·345 = 303,6 кгс

– 155/65 R13 73 – Qн = 0,88·365 = 321,2 кгс

 

Распределение масс по мостам Матиза: передний-задний, % – 55 : 45 (предположительно).

Нагрузка, ПРИХОДЯЩАЯСЯ НА ШИНУ ПЕРЕДНЕЙ ОСИ при полной загрузке Матиза Qа:

– Матиз 0,8 – Qшп = 0,55·Qа/2 = 0,55·1210/2 = 333 кгс

– Матиз 1,0 – Qшп = 0,55·Qа/2 = 0,55·(1230-1290)/2 = 338-355 кгс

...

В расчеты закралась ошибка. :) Не смотря на то приведено "многа букаф" из стандарта Вы его, похоже, прочли невнимательно. В п. 11 есть достаточно подробное описание расчета нормальной нагрузки. Расчитаем для спарка:

 

Прикинем распределение нагрузки по осям. Согласно одобрению типа транспортного средства максимальная масса приходящаяся на переднюю ось 660 кг при плной массе 1270. Следовательно развесовка при полностью нагруженном автомобиле 52:48.

 

Масса снаряженного ТС (возьмем максимальную) - 950 кг

Так как Спарк автомобиль пятиместный, то, согласно таблице 8 и п. 11, надо считать нормальную нагрузку на 3-х человек массой 68 кг (для пущей важности, солгасно тому же документу посчитаем еще и по 7 кг груза на рыло в багажнике).

Получаем: Нормальная нагрузкка = (950 + 3 * 68 + 3 * 7) * 0.52 / 2 = 305.5 кг

 

Вывод: нормальная нагрузка на шину передней оси составляет 305.5 кг что на 15 кг меньше нормативной нормальной нагрузки на шину 155/65 R13 73

Изменено пользователем Lmn

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В расчеты закралась ошибка. :lol: Не смотря на то приведено "многа букаф" из стандарта Вы его, похоже, прочли невнимательно...

О собственных ошибках...

 

Ошибка "сидит" не в расчетах, а в исходных данных (которых я на тот момент не имел) о распределении масс по осям в зависимости от нагрузочного состояния автомобиля.

Предположение: "Приходится полагаться на собственные ощущения - передняя ось Матиза сильно перегружена относительно задней. Особенно это заметно в автомобилях полной комплектации. Впрочем, эта "беда" касается не только Матиза, но и большинства переднеприводников. Исходя из вышесказанного, осмелюсь предположить, что распределение масс по осям (мостам) Матиза следующее: передний-задний, % – 55 : 45. "Жульничество" здесь небольшое, да и старшие товарищи поправят, если что..." - оказалось неверным!

Я элементарно неправильно оценил соотношение этих масс при полной загрузке автомобиля.

 

Есть и еще одна неточность, но уже в следующем моем сообщении. Нельзя было переносить распределение масс по осям при полной загрузке автомобиля на другое нагрузочное состояние автомобиля - автомобиль с водителем и одним пассажиром. Приведенная чуть ниже таблица, наглядно это показывает (Й.Раймпель. Шасси автомобиля. Амортизаторы, шины и колеса). По той же причине и Ваши расчеты нормальной нагрузки на шину (три пассажира) оказались неточны.

 

Таблица 1.4.1 Средние значения распределения масс по осям для переднеприводной

. . . . . . . компоновки и нагрузочных состояний автомобиля, %

 

Нагрузочное состояние автомобиля . . . . . . . Переднеприводная компоновка

.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Передняя ось . . Задняя ось

Без нагрузки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61 . . . . . . 39

Два человека на передних сиденьях. . . . . . . . . 60 . . . . . . 40

Четыре человека. . . . . . . . . . . . . . . . . . 55 . . . . . . 45

Пять человек и багаж . . . . . . . . . . . . . . . 49 . . . . . . 51

О нормальной нагрузке...

 

Термин нормальная нагрузка частенько встречается в литературе (особенно учебной) по теории автомобиля, как правило, без указания источников происхождения, что совершенно не способствует пониманию его смысла. Попробую, как смогу, прояснить сложившуюся ситуацию.

 

Нормальная нагрузка - зто, как справедливо подметил Lmn, нормативная нагрузка, т.е. установленная (введенная в действие) каким-либо нормативным документом. В нашем случае ГОСТом, соответствующим международным стандартам.

 

Как видно из определения приведенного в ГОСТе (см.отредактированное сообщение#1), нормальная нагрузка на шину напрямую зависит от нормальной массы автомобиля, которая складывается из снаряженной массы автомобиля и массы пассажиров, число и распределение которых в автомобиле, задается таблицей 8.

Под действием пассажирской нагрузки, кузов автомобиля опускается спереди и сзади (считая от положения, занимаемого в снаряженном состоянии) и занимает вполне определенное конструктивное положение относительно дороги, поэтому нормальную массу чаще называют конструктивной массой автомобиля, а положение автомобиля - нормальным, нулевым или проектным. Именно в этом положении автомобиль изображают на чертежах (Scan9_.jpg - Приложение 3 к "одобрению типа транспортного средства"...). Конструктивная масса и конструктивное положение автомобиля, с соответствующим распределением масс по осям, принимается в качестве исходных данных при расчете подвески автомобиля.

 

Описанное выше нагрузочное состояние автомобиля - в качестве точки отсчета, вместе с соответствующей ему нормативной нормальной нагрузкой на шину, представляют немалый интерес для конструкторов, участвующих в разработке автомобиля.

Для остальных - особой практической ценности не имеют. Причина проста - предельные режимы работы шины практически достижимы лишь при полной загрузке автомобиля.

 

О невнимательности и "нормальности"...

 

Многократно замечал, что термин нормальная нагрузка обладает побочным "магическим" свойством - сбивать людей с толку.

"Нормальность" нормальной нагрузки - вовсе не означает, что она единственно правильная, наиболее естественная и т.п., а другие нагрузки в чем-то ненормальны. Усугубляет ситуацию наличие синонима нормальной нагрузки с совершенно ненормативным смыслом:

"Нормальная нагрузка (колеса, шины) - составляющая равнодействующей всех сил, приложенных к колесу со стороны автомобиля, перпендикулярная (т.е. действующая по нормали) к опорной поверхности (плоскости)."

 

Будьте внимательны. Постарайтесь выяснить (из контекста) о какой "нормальности" идет речь...

 

P.S. Lmn - большое спасибо. Ваша ссылка на "Одобрение типа транспортного средства" очень помогла мне. Сменив направление поиска, я наконец нашел то, что так долго искал. Как это часто бывает, нужная информация лежала буквально "под носом"... Но об этом - в другой раз. Во-первых - "многа букаф", во-вторых - я не уверен, что это кому-нибудь интересно кроме меня.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну почему же, мне например интересен итог расчётов и запас (или отсутствие такового) по нагрузке на шину матиза.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Ну почему же, мне например интересен итог расчётов и запас (или отсутствие такового) по нагрузке на шину матиза.

Приятно слышать. Двое - это почти куча... Если коротко - все очень, очень грустно. Подробности позже - надо привести результаты поисков в удобоваримый вид.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

по опыту эксплуатации могу сказать так. на родных Кумхо 155/65 откатал 3 лета. Шумные, на них жестко, машину постоянно уводило в разные стороны ( как только не переставляли резину) и низкая она.

поэтому последне 2 лета ездил на зимней Пирелли 155/70. гораздо лучше.

Родной Континенталь несколько лучше Кумхо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Родной Континенталь 115/65 верой и правдой откатал 5 летних сезонов, в том числе на дальняк, в том числе по плохим грейдерам с походным барахлом. Диски гнул, было, резина цела. Уволил в связи с износом - но в принципе, при экономии, можно было и еще одно лето откатать.

Особых ощущений, что резина слабая, не возникало.

Были случаи, когда едущие по той же дороге на других авто в это же время колеса таки пробивали/убивали.

ИМНО, от резины меньше зависит, чем от прокладки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Продолжу...

Как я уже отмечал, нужная информация лежала буквально "под носом", а именно - выбита на ИДЕНТИФИКАЦИОННОЙ ТАБЛИЧКЕ автомобиля, приклепанной с внутренней стороны нижней части проема двери багажника. Все дальнейшие расчеты построены на основе заводских данных, размещенных на этой табличке.

 

Исходные данные - Идентификационная табличка

– Матиз 0,8 л

Полная масса - 1210 кг

Допустимые нагрузки:

– на переднюю ось - Qп = 630 кгс

– на заднюю ось - Qз = 610 кгс

 

Исходные данные - "Одобрение типа ТС"

– Спарк 0,8 л

Полная масса - 1250 кг

Допустимые нагрузки:

– на переднюю ось - Qп = 650 кгс

– на заднюю ось - Qз = 600 кгс

 

Обратите внимание - сумма допустимых нагрузок от передней и задней осей Матиза больше его допустимой полной массы (у Спарка они равны). Появляются варианты распределения масс Матиза, в зависимости от размещения нагрузки - людей и груза-багажа.

 

630 : 1210-630 = 630 : 580, 52% : 48%

1210-610 : 610 = 600 : 610, 49,6% : 50,4%

 

Как видите, у Матиза, возможных соотношений - множество. В чем же "изюминка" соотношения масс, указанного в "Одобрении типа ТС" Спарка? В том, что оно получено при строгом соблюдении следующих условий:

– в автомобиле, на своих сиденьях, размещены 5 человек массой 68 кг каждый;

– багаж, дополняющий массу автомобиля до полной, уложен по центру багажного отделения.

Пока эта информация вроде ни к чему...

 

Пока важней следующее - шина должна выдерживать, как минимум, половину допустимой нагрузки наиболее загруженной оси.

 

Нагрузка, ПРИХОДЯЩАЯСЯ НА ШИНУ ПЕРЕДНЕЙ ОСИ при допустимых нагрузках на ось:

– Матиз 0,8 – Qшп = Qп/2 = 630/2 = 315 кгс

Нагрузка автомобиля на шину (от максимальной нагрузки шины):

– 145/70 R13 71 – 91,3 %

– 155/65 R13 73 – 86,3 %

 

Рекомендуемое изготовителем Матиза давление в шинах:

– Матиз 0,8 - Pш = 2,3 атм (233 кПа)

Нагрузка автомобиля на шину при РЕКОМЕНДУЕМОМ давлении (табл.D.1), не более:

– 145/70 R13 71 – Qшр = 339 кгс (92,9 %)

– 155/65 R13 73 – Qшр = 358 кгс (88 %)

В скобках указана нагруженность шины в % от допустимой нагрузки при РЕКОМЕНДУЕМОМ давлении.

 

Совсем недавно рекомендации изготовителя Матиза звучали иначе.

Давление в шинах ПЕРЕДНЕГО моста, НЕЗАВИСИМО от нагрузки:

– Матиз 0,8 - Pш = 30 Psi (207 кПа)

Нагрузка автомобиля на шину при РЕКОМЕНДУЕМОМ давлении (табл.D.1), не более:

– 145/70 R13 71 – Qшр = 313 кгс (100,6 %)

– 155/65 R13 73 – Qшр = 332 кгс (94,9 %)

 

Для исправления собственных несуразных рекомендаций, изготовителю Матиза понадобилось НЕСКОЛЬКО ЛЕТ. С учетом внесенных исправлений, шины Матиза находятся в относительном порядке.

 

Посмотрим, как обстоят дела со Спарком.

 

Нагрузка, ПРИХОДЯЩАЯСЯ НА ШИНУ ПЕРЕДНЕЙ ОСИ при допустимых нагрузках на ось:

– Спарк 0,8 – Qшп = Qп/2 = 650/2 = 325 кгс

Нагрузка автомобиля на шину (от максимальной нагрузки шины):

– 145/70 R13 71 – 94,2 %

– 165/55 R14 72 – 91,5 %

– 155/65 R13 73 – 89 %

 

Рекомендуемое изготовителем Спарка давление в шинах:

- Спарк 0,8 - Pш = 2,1 атм (213 кПа)

Нагрузка автомобиля на шину при РЕКОМЕНДУЕМОМ давлении (табл.D.1), не более:

– 145/70 R13 71 - Qшр = 319 кгс (101,9 %)

– 165/55 R14 72 - Qшр = 328 кгс (99,1 %)

– 155/65 R13 73 - Qшр = 338 кгс (96,2 %)

В скобках указана нагруженность шины в % от допустимой нагрузки при РЕКОМЕНДУЕМОМ давлении.

 

Первые потери: "отвалилась" шина 145/70 R13 71, заявленная изготовителем Спарка в качестве штатной. Собственные рекомендации изготовителя Спарка относительно давления в шине, переводят ее из разряда штатных в разряд негодных.

Указанная в "Одобрении типа ТС" Спарка, шина 165/55 R14 72 повисает на "волоске" - по той же причине. В относительном порядке - шина 155/65 R13 73.

Поаккуратней бы надо - с собственными рекомендациями...

 

А резину нужно ставить ту, которая прописана в инструкции к автомобилю. И эксплуатировать так как написано там же...

Очень свежее наблюдение... Именно этим я и занимаюсь. Обратите внимание на результат.

 

Но это все цветочки. А теперь ягодки. От того же изготовителя...

 

Исходные данные - Идентификационная табличка

– Спарк 0,8 л (максимальная комплектация)

Полная масса - 1250 кг

Допустимые нагрузки:

– на переднюю ось - 680 кгс

– на заднюю ось - 690 кгс

 

Чисто из формальных соображений, для расчетов нагрузок на шину, я должен был выбрать половину допустимой нагрузки на заднюю ось, как наиболее загруженной. Почему я этого не сделал, могу пояснить позже - пока нет времени. Самостоятельно в этом поможет разобраться информация, которую я отметил фразой: "Пока эта информация вроде ни к чему..."

 

Нагрузка, ПРИХОДЯЩАЯСЯ НА ШИНУ ПЕРЕДНЕЙ ОСИ при допустимых нагрузках на ось:

– Спарк 0,8 – Qшп = Qп/2 = 680/2 = 340 кгс

Нагрузка автомобиля на шину (от максимальной нагрузки шины):

– 145/70 R13 71 – 98,6 %

– 165/55 R14 72 – 95,8 %

– 155/65 R13 73 – 93,2 %

 

Рекомендуемое изготовителем Спарка давление в шинах:

- Спарк 0,8 - Pш = 2,1 атм (213 кПа)

Нагрузка автомобиля на шину при РЕКОМЕНДУЕМОМ давлении (табл.D.1), не более:

– 145/70 R13 71 - Qшр = 319 кгс (106,6 %)

– 165/55 R14 72 - Qшр = 328 кгс (103,7 %)

– 155/65 R13 73 - Qшр = 338 кгс (100,6 %)

В скобках указана нагруженность шины в % от допустимой нагрузки при РЕКОМЕНДУЕМОМ давлении.

 

Штатных шин у Спарка - не осталось... Видимо, болезнь собственной некомпетентности, от которой совсем недавно избавился изготовитель Матиза, заразна или передается по наследству. Сколько лет понадобится изготовителю Спарка для поисков адекватного лекарства - неизвестно. Впору принимать ставки...

 

Можно самостоятельно несколько улучшить возникшее интересное положение, подняв давление в шине Спарка до 2,3 атм, рекомендованных для Матиза, или до номинальных 240 кПа. При этом придется нарушить требования ГОСТа, в очередной раз надругаться над рекомендациями изготовителя и посягнуть на еще одну "священную корову" - инструкцию по эксплуатации автомобиля.

Парадоксальная ситуация - владелец Спарка вынужден нарушить все то, что должен строго соблюдать. Похоже, выбором шин непосредственно для Спарка никто не занимался, они плавно перетекли к нему от Матиза, а то что машинка стала тяжелей - посчитали несущественным.

 

Оставлю пока в покое шины Спарка, с ними более-менее все понятно, вернусь к шинам Матиза.

 

P.S. К сожалению, приходится опять делать паузу - слишком "многа букаф", а завтра на работу. Как говорят в сериалах - продолжение следует...

Изменено пользователем Greyring

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Штатных шин у Спарка - не осталось...

155/70 ещё штатная у Спарка.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Родной Континенталь 115/65 верой и правдой откатал 5 летних сезонов, в том числе на дальняк, в том числе по плохим грейдерам с походным барахлом. Диски гнул, было, резина цела. Уволил в связи с износом - но в принципе, при экономии, можно было и еще одно лето откатать.

Особых ощущений, что резина слабая, не возникало.

Были случаи, когда едущие по той же дороге на других авто в это же время колеса таки пробивали/убивали.

ИМНО, от резины меньше зависит, чем от прокладки.

Существует достаточно обширный перечень (номенклатура) показателей качества шины и характеризуемых ими свойств. Среди них есть обязательные и нормируемые ГОСТом (основные), а есть факультативные и ненормируемые. И хотя ГОСТ приветствует расширение показателей качества, изготовитель шин имеет полное право не давать ссылок и не приводить значений факультативного показателя.

 

Сравните:

 

1. Нагрузка на шину максимальная допускаемая (Q) - характеристика ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ шины.

2. Нагрузка разрушающая сосредоточенная (Qразр.) - характеристика ПРОЧНОСТИ каркаса и брекера шины и, следовательно, самой шины в целом.

 

Первый показатель - обязательный. Известный персонаж с отличным "пиаром".

Второй показатель - факультативный. Практически неизвестный "герой" - "специалист" по ямкам.

 

Не стоит приписывать ПЕРВОМУ - ГЕРОИЧЕСКИЕ ПОДВИГИ ВТОРОГО. Первый их НЕ СОВЕРШАЛ и на них НЕ СПОСОБЕН!

Изменено пользователем Greyring

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Продолжу...

Оставлю пока в покое шины Спарка, с ними более-менее все понятно, вернусь к шинам Матиза.

 

Точнее, к одной из них: шине 155/65 R13 73. Только она представляет хоть какой-то интерес, имея с виду приличный 12 %-й запас по грузоподъемности в статичном положении автомобиля.

Примерные условия эксплуатации этой шины на реальной дороге приведены ниже. Надеюсь, я не переборщил со своими требованиями к шине.

 

. Перечень 1

Давление в шине. . . . . . . . . . . 2,3 атм (233 кПа)

Нагрузка на шину . . . . . . . . . . 315 кгс (88 %)

Допуст. нагрузка на шину, не более . 358 кгс

Макс. загрузка автомобиля. . . . . . 1210 кгс (полная загрузка)

Параметры движения

- безопасность . . . . . . . . . . . ГОСТ Р 51893

- режим. . . . . . . . . . . . . . . непрерывный

- скорость . . . . . . . . . . . . . до 144 км/ч

- продолжительность. . . . . . . . . до опустошения бака

- состояние дороги . . . . . . . . . дорожные СНиПы и ГОСТы

 

Шина - единственное, что связывает автомобиль с дорогой, поэтому от нее, в громаднейшей степени, зависит безопасность движения. Но что такое - безопасная шина? Видимо, придется снова копаться в ГОСТах... Ниже приведена вся цепочка этих "раскопок".

 

ГОСТ Р 51893-2002 Шины пневматические. Общие технические требования безопасности

4 Технические требования

4.1 Показатели качества, характеризующие безопасность шин, и их значения приведены в таблице 1. Нормы по показателям должны быть указаны в документации на шины конкретных типов в пределах значений, приведенных в настоящем стандарте.

Таблица 1

. . Наименование показателя . . . . . . . . . Значение для шин . . . . . . . . Метод испытаний

 

2. Безотказность в зависимости. . . Отсутствие отрыва элементов протектора, . . По ГОСТ Р 41.30

. . от нагрузки и скорости. . . . . надрывов, трещин у основания элементов

. . . . . . . . . . . . . . . . . . протектора, отслоений протектора,

. . . . . . . . . . . . . . . . . . расслоений, разрывов слоев протектора

 

ГОСТ Р 41.30-99 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пневматических шин для автомобилей и их прицепов

5 Официальное утверждение

5.1 Если шина, представленная на официальное утверждение на основании настоящих Правил удовлетворяет требованиям раздела 6, на данный тип шины выдается официальное утверждение.

6 Спецификации

6.2 Испытания на нагрузку/скорость

6.2.1 Шина должна быть подвергнута испытаниям на нагрузку/скорость методом, указанным в приложении 7 к настоящим Правилам.

6.2.2 Шина считается выдержавшей испытание на нагрузку/скорость, если после испытания на ней не наблюдается отделения протектора, отделения слоев, отделения корда, отрывов или разрывов корда.

 

Кое-что прояснилось. Если что-то там, после проведенных испытаний, не оторвалось и не отделилось, значит можно считать шину безопасной и при реальных условиях эксплуатации. Осталось провести испытания и внимательно оценить результаты.

 

Выполняя предписания ГОСТа, подадим заявку на "Официальное утверждение типа шины". Практически все, что нужно указать в заявке, присутствует в обозначении нашей шины. Придется добавить лишь индекс скорости. Пусть это будет Q - 160 км/ч. С индексом определились - вполне подходящий индекс для Матиза.

 

Пожелав самим себе: "Ни пуха, ни пера", - выставим на испытание ОДНУ ЕДИНСТВЕННУЮ НОВУЮ шину 155/65 R13 73Q. А больше и не требуется. Взяток давать не будем, что-то мне подсказывает - и так проскочим. Склероз... А, вспомнил - я ведь знаю результат.

 

Далее, своими словами (для краткости), привожу методику испытаний.

 

Приложение 7 (обязательное). Порядок проведения испытаний на нагрузку/скорость

1. Подготовка шины

- смонтировать колесо, надев новую шину серийного образца на испытательный обод, указанный предприятием-изготовителем;

- накачать шину до внутреннего давления 2,6 бара (260 кПа). Предприятие-изготовитель может потребовать использования давления, отличающегося от указанного, обосновав свое требование.

- выдержать колесо при температуре помещения, в котором проводится испытание, в течение не менее 3-х часов;

- отрегулировать давление в шине до давления 2,6 бара (260 кПа).

2. Проведение испытаний

Испытание проводят без перерывов в соответствии со следующими указаниями:

- прижать колесо к ГЛАДКОМУ маховику диаметром 2 м ± 1 %;

- приложить к колесу испытательную нагрузку равную 80 % показателя максимальной нагрузки, соответствующего индексу несущей способности шины. В течение всего испытания давление в шине не должно регулироваться, и испытательная нагрузка должна оставаться постоянной;

- разогнать колесо от нуля до скорости начала испытания 130 км/ч. Время разгона - 10 мин;

- увеличить скорость колеса до максимальной скорости ступенями 10 км/ч, с выдержкой на каждой ступени скорости в течение 10 мин, на последней ступени скорости 160 км/ч - 20 мин.

3. Эквивалентные методы испытания

Если используется метод, отличающийся от описанного в разделе 2 настоящего приложения, то его эквивалентность должна быть доказана.

 

Итак, шина выдержала испытание. Почему выдержала? А разве могло иначе! Обратите внимание на перечень 2, приведенный ниже. Проведенное испытание подтвердило только эти, и никакие другие, условия эксплуатации! Сопоставьте их с перечнем 1. Будете "приятно" удивлены.

 

. Перечень 2

Давление в шине. . . . . . . . . . . 2,6 бар (260 кПа)

Нагрузка на шину . . . . . . . . . . 292 кгс (80 %)

Допуст. нагрузка на шину, не более . 365 кгс

Макс. загрузка автомобиля. . . . . . 1168 кгс (полная загрузка невозможна)

Параметры движения

- безопасность . . . . . . . . . . . ГОСТ Р 51893

- режим. . . . . . . . . . . . . . . непрерывный

- скорость . . . . . . . . . . . . . до 144 км/ч, 160 км/ч

- продолжительность. . . . . . . . . . . ?? . . , 20 мин

- состояние дороги . . . . . . . . . прямая ровная дорога, не имеющая профиля

 

На кой ляд такое испытание, если согласно требованиям того же самого ГОСТа, шина должна выдерживать, как минимум, то, что указано в ее обозначении, т.е. работу на максимальной скорости 160 км/ч с полной нагрузкой 365 кгс при номинальном давлении 240 кПа.

 

Эквивалентность метода, отличающегося от описанного, должна быть доказана (п.3 методики).

Хорошо что предупредили... Не буду трогать эквивалентность, остановлюсь на порочности предложенной методики.

 

Гладкий барабан - средство измерения и покрытие дороги, в одном "флаконе". Единственный пункт, который не вызывает особых возражений. Тип покрытия - не нормирован ГОСТом. Проводить такие испытания на дороге - проблематично. Тем не менее, не лишним будет напоминание, что влияние реальной дороги останется далеко за рамками проведенного испытания.

 

Давление в шине - 2,6 бара. Повышено относительно номинального на 0,2 бара. С чего бы вдруг? А вот с чего. Допустимая нагрузка на шину как была, так и осталась 365 кгс, зато фактическая грузоподъемность шины выросла до 385 кгс. Теперь шине гораздо проще выдержать предложенную при испытании нагрузку.

 

Нагрузка на шину - 80 %. Почему 80 %, а не 100 %? Удивляться нечему. Это всего лишь очередное послабление для упрощения прохождения шиной предложенного испытания. "Маневры" с давлением в шине, в результате которых фактическая нагрузка на шину снизилась до 75,8 %, еще более облегчают выполнение этой задачи.

 

Продолжительность выдержки шины на максимальной скорости - 20 мин. Не нормируется ГОСТом. Достаточно этого или недостаточно? Попробуем разобраться.

Испытание на нагрузку/скорость, в первую очередь, является испытанием прочности конструкции шины на устойчивость к повышению эксплуатационной температуры вследствие саморазогрева шины. Для установления равновесной температуры требуется время не менее 2-х часов. При подготовке шины к испытанию (3 часа), это обстоятельство учитывается, при проведении самого испытания - полностью игнорируется.

 

Сам факт существования данной методики может неожиданно ударить нас, как потребителей, по самому больному месту - по безопасности. Поясню примером.

Шина, грузоподъемностью 290 кгс при номинальном давлении 240 кПа, имеет все шансы успешно пройти предложенное испытание. Не меньшие шансы имеет и шина грузоподъемностью 280 кгс при повышенном, как в испытании, давлении - 260 кПа. Индексы несущей способности этих шин, 65 и 64, соответственно, вместо указанных 73. Непонятно? Дело в том, что речь идет об одной и той же, много раз упомянутой шине 155/65 R13 73Q. Только шина эта - некачественная, попросту говоря - брак, а снижение ФАКТИЧЕСКОЙ грузоподъемности до 290-280 кгс вызвано нарушением технологии изготовления!

 

Приведенная методика испытания - отличное подспорье, в продвижении некачественной продукции, для нарождающихся там-сям китайских шинников, да и для наших российских халтурщиков от шинной промышленности.

 

При всех перечисленных гнусностях, шина будет считаться безопасной на реальной дороге, о чем будет свидетельствовать "Официальное утверждение типа шины", полученное после успешно проведенного, в огромных и многочисленных кавычках, "испытания". Для предприятия-изготовителя это означает, что указанные им параметры шины серийного образца полностью подтверждены (см. перечень 1)!

Но если вам будут показывать эту бумажку, как доказательство качества шины, помните, какие реальные цифры скрываются за названием: "Официальное утверждение типа шины" (см. перечень 2). По большому счету, мы можем рассчитывать только на них.

 

P.S. Бросание "табуреток" различных типоразмеров - только приветствуется. Может я где-нибудь "прокололся", и не все так паршиво... "Табуретки" типа: "Ездят, и на лысой резине летом, и на летней резине зимой, и ничего" - просьба не запускать.

Изменено пользователем Greyring

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Информация к размышлению. Не более...

 

Оценим применимость штатных шин MINI COOPERа - небольшого приземистого шустрого автомобильчика - далеко не дешевой, машинки для удовольствия. Начальная цена машинки - два Матиза с хвостиком, конечная - стремительно приближается к пяти.

 

Почему Мини Купер? В эту машинку безответно "влюблен" один мой коллега по работе - машинка на слуху - раз. Не было проблем с исходными данными - два.

 

Исходные данные - Руководство по эксплуатации (Owner's Manual)

- Мини Купер (MINI COOPER)

Полный вес - 1515 кгс (approved gross vehicle weight)

Допустимые нагрузки:

- на переднюю ось - Qп = 870 кгс (approved front axle load)

- на заднюю ось - Qз = 730 кгс (approved rear axle load)

 

Нагрузка, ПРИХОДЯЩАЯСЯ НА ШИНУ передней оси при допустимых нагрузках на ось:

- MINI COOPER – Qшп = Qп/2 = 870/2 = 435 кгс

 

Штатные шины MINI COOPERа и их индексы нагрузки Li (Load index):

- 175/65 R15, Li - 84 или 88

- 195/55 R16, Li - 87 или 91

- 205/45 R17, Li - 84 или 88

Как правило, но это правило не железное, меньший индекс имеют летние шины, бОльший - зимние.

 

РЕКОМЕНДУЕМОЕ изготовителем MINI COOPERа давление:

- в летних и M+S шинах - Pш = 240 кПа (номинальное)

- во всех зимних шинах - Pш = 260 кПа (повышено на 20 кПа)

 

Допустимая нагрузка автомобиля на шину при РЕКОМЕНДУЕМОМ давлении, не более:

- при давлении 240 кПа:

Li - 84 - Qшр = 500 кгс (87 %)

Li - 87 - Qшр = 545 кгс (79,8 %)

Li - 88 - Qшр = 560 кгс (77,7 %)

Li - 91 - Qшр = 615 кгс (70,7 %)

 

- при давлении 260 кПа:

Li - 84 - Qшр = 528 кгс (82,4 %)

Li - 87 - Qшр = 575 кгс (75,7 %)

Li - 88 - Qшр = 590 кгс (73,7 %)

Li - 91 - Qшр = 649 кгс (67 %)

В скобках указана нагруженность шины в % от допустимой нагрузки при РЕКОМЕНДУЕМОМ давлении.

 

Отсюда видно, что самая "плохонькая" штатная шина MINI COOPERа - лучше самой лучшей штатной шины Матиза (и тем более Спарка). При этом, владельцу MINI COOPERа ничего не надо нарушать - нужно просто эксплуатировать автомобиль в соответствии с инструкцией по эксплуатации и рекомендациями изготовителя относительно давления в шинах.

 

Более того, при соответствующем выборе ШТАТНЫХ шин, MINI COOPER может скакать по дороге на ТРЕХ колесах с бОльшей безопасностью, чем Матиз на ЧЕТЫРЕХ... Посчитайте - убедитесь.

 

Кстати, чем не критерий безопасного выбора шин? "Испытаем" на Матизе и Спарке...

 

Нагрузка на шину виртуального "трехколесного лисапеда" типа:

- Матиз 0,8 – Qшп = Qа/3 = 1210/3 = 403,3 кгс

- Спарк 0,8 – Qшп = Qа/3 = 1250/3 = 416,7 кгс

 

Индекс нагрузки, подходящий обоим авто: 77 - 412 кгс.

Попытаемся найти шину, подходящую по размеру Матизу и Спарку, с учетом найденного индекса нагрузки.

 

Оказывается - нет ничего проще! Искомым параметрам соответствует шина: 165/65 R13 77. Неплохо получилось - практически идеальный выбор для Матиза и Спарка.

 

Но и здесь нас ждет "засада": Приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

 

ПЕРЕЧЕНЬ неисправностей и условий, при которых ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ транспортных средств.

5 Колеса и шины

5.4 Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.

 

Требования, лежащие в основе пункта 5.4 перечня, установлены:

 

ГОСТ Р 51709-2001. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки.

4.5 Требования к шинам и колесам

4.5.4 АТС должны быть укомплектованы шинами в соответствии с требованиями изготовителя согласно эксплуатационной документации изготовителя или Правил эксплуатации автомобильных шин [2].

 

Очень интересное положение - штатные шины не дотягивают до требований одного ГОСТа, нештатные - запрещены требованиями другого. Крутись как хочешь...

Изменено пользователем Greyring

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

С интересом посмотрел на ваши выкладки. Действительно, все на пределе. Но сдругой стороны, мне представляется, что сервисмены (составителт документации) могли бы улучшить положение, если бы дали четкие рекомендации по давлению в зависимости от нагрузки. Например, в моей Вектре написано:

нагрузка 1 человек - передние 2.1, задние 2.1

нагрузка 3 человека - передние 2.2, задние 2.3

нагрузка 5 человек - передние 2.3, задние 2.5

 

В конкретном давлении для вектры могу ошибаться, написал по памяти, только для примера, (чтобы было понятно, как немцы относяться к данному вопросу).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Greyring

посчитайте ещё для интереса например Киа Пиканто для неё штатные те-же шины 155/70 или 65 точно непомню...

ну смысл ясен авто с те ме же шинами..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Все эти расчеты - теория на уровне лабораторных в институте т.е. не отражает реальную ситуацию.

 

А реальная ситуация такова, что признаков перегрузки шин на Matiz и Спарк при штатной эксплуатации не наблюдаеться.

Все работает в штатном режиме - все довольны.

 

Я третий сезон езжу на штатных Kymho 145/70 R13 - износ минимальный. (Были два прокола саморезами и всё)

А если следовать ГОСТам страны, которая отстала в строительстве машин на 15лет, то Матиз быстро превратиться в Горбатый запорожец - маленький с огромными колесами.

 

ЗЫ А шины ОКИ по этому расчету соответствуют ГОСТ?

post-12762-1280323791_thumb.jpg

Изменено пользователем Stas 13

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Собираюсь на днях покупать Матиз базовой комплектации. Возник вопрос, как доехать на нем из салона до дома. Какая резина стоит на Матизе и можно ли на ней без происшествий добраться? У нас сейчас на улице периодически идет снег, температура колеблется от -10 до -1. Еще один момент, кроме как до дома и до ГАИ, чтобы получить номера, я никуда на машине ездить не собираюсь, поставлю в гараж до весны. Подскажите люди добрые, что делать-то? Да, и за рулем поеду я, стаж у меня 2 мес...доеду я вообще или мне можно себе место на кладбище забивать? :o

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

доедешь. еще каких то лет 15 назад многие и не знали, что такое зимняя резина и передвигались на чем Бог послал. тогда и машин, конечно, меньше было, но передвигаться потихоньку можно и на родных. дистанцию держи побольше от машин когда подкатываешься на светофоре и резко газу не давай. родная резина будет стоять KUMHO 145/R13 всесезонная. мне приходилось на такой передвигаться зимой- нормально, потихоньку можно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Зачем брать авто сейчас если до весны стоять будет? Лучше весной возьмите авто 11 года (сейчас оно 2010 года будет).

Насчет резины... Я одну зиму на родной летней откатал, и ничего. Правда ехать надо очень осторожно, расстояние до впередиидущего держать побольше.

Еще лучше, сначала по копии ПТС оформить КАСКО, чтобы быть более спокойной. А на кладбище торопиться не надо.

Удачи на дорогах!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Зачем брать авто сейчас если до весны стоять будет? Лучше весной возьмите авто 11 года (сейчас оно 2010 года будет).

Насчет резины... Я одну зиму на родной летней откатал, и ничего. Правда ехать надо очень осторожно, расстояние до впередиидущего держать побольше.

Еще лучше, сначала по копии ПТС оформить КАСКО, чтобы быть более спокойной. А на кладбище торопиться не надо.

Удачи на дорогах!

Брать сейчас потому, что сейчас деньги есть, потом, фик знает, что будет...КАСКО хочу сразу же оформить, с ним конечно поспокойнее...но все же. Начиталась тут ужасов, что без зимней ни шагу на дорогу...уже все волосенки подрала, что делать? Ну вроде уже немного подуспокоилась... :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×