Перейти к содержимому
Victor

Как пользоваться АКПП

Рекомендуемые сообщения

Как пользоваться АКПП. (Пояснения, которых не хватает в инструкции.)

 

В инструкции к Матизу АКПП отведено очень мало места, а текст, кажется, адресован людям, для которых Матиз вторая, а то и третья машина с автоматом. И если с самыми основными режимами (P, R, N, D) разобраться можно, то варианты O/D off, 2, L для многих темный лес. Предлагаю свои пояснения, может, кому и помогу.

 

Общие режимы.

Выбираются селектором.

 

P – Park, парковка. Включать только после полной остановки, удерживая нажатой педаль тормоза и утопив кнопку на селекторе.

В этом режиме ведущие колеса заблокированы, двигатель от них отсоединен. Мотор можно заводить, прогревать, оставлять на холостом ходу. Автомобиль будет оставаться неподвижным. Про ручник (а, значит, риск его не выключить; приморозить колодки) можно забыть.

 

N – Neutral, нейтраль. Включать после остановки, удерживая нажатой педаль тормоза.

Двигатель отсоединен от колес, которые при этом, могут вращаться. Мотор можно заводить, а машину катить.

Можно включить на ходу, если вдруг необходимо освободить ведущие колеса от момента двигателя (потеря управления в гололед, поломка двигателя во время движения). Обратное включение – после остановки.

 

R – Reverse, задний ход. Включать только после полной остановки, удерживая нажатой педаль тормоза и утопив кнопку на селекторе.

Характеристики движения примерно как у D1(L), только в обратную сторону.

 

D – Drive, движение вперед. Включать только после полной остановки, удерживая нажатой педаль тормоза.

 

 

 

Режимы движения вперед.

 

Drive имеет 4 режима, выбираемых водителем. Они совпадают с количеством доступных для включения передач, начиная с первой. Поэтому я их, для наглядности, обозначу (по убывающей) D4, D3, D2, D1. В скобках буду писать их названия по версии Матиза: D4, (O/D off), (2), (L), соответственно.

Все режимы (кроме (O/D off)) выбираются селектором. Режим D3 (O/D off) выбирается одноименной кнопкой, селектор при этом должен находиться в положении D4. Такой вот Матизовский прикол.

На перемену режимов коробка реагирует сразу (аккуратнее).

 

D (D4) – Drive, движение. Используются все 4 передачи переднего хода. Машина трогается с первой. Переключения вверх – вниз происходит в зависимости от оборотов двигателя, нагрузки, характера работы педалью газа и температуры. Кик – даун (переключения вниз при ускорении)– активен.

-Смело можете использовать этот режим всегда, когда движетесь вперед.

При коротких остановках режим D (как и любой) можно не выключать – этим продлите жизнь фрикционам (они изнашиваются при включениях).

 

D3 (Overdrive off ). Используются только 3 низшие передачи. Остальное, как в D4. На панели горит надпись «O/D off».

Количество переключений уменьшается, на них не тратится время, реже разрывается поток мощности. Обратная связь «педаль газа – колеса» становится понятнее, появляется возможность торможения двигателем (в D4 коробка просто переключается на высшую). Экономичность чуть хуже (на средних скоростях; на высоких различия существенны). На малых скоростях (примерно до 30 км/ч) никак не проявляется. Никакого спортивного режима (активный кик – даун, переключения вверх на более высоких оборотах и т.п.) при этом нет! На скользких покрытиях этот режим безопаснее, чем D4.

Используйте этот режим:

- при напряженной езде в городе (пробки; агрессивная, динамичная езда; езда в «рваных» режимах и т.п.);

- при гололеде;

- в случаях, когда не собираетесь разгоняться быстрее 50 км/ч;

- на затяжных спусках;

- при частых торможениях.

 

D2 (2). Используются только 2 низшие передачи. Торможение двигателем еще интенсивнее, о расходе топлива вопрос не стоит.

Используйте этот режим:

- на затяжных спусках (когда недостаточно D3);

- в сложных условиях движения;

- в случаях, когда не собираетесь разгоняться быстрее 30 км/ч.

 

D1 (L). Используются только первая, низшая передача. Торможение двигателем максимально интенсивно (по меркам АКПП). Переключений нет, поток мощности не разрывается (на колесах есть постоянный момент от двигателя – тяговый или тормозной). Момент продолжает трансформироваться (и сглаживаться) гидротрансформатором, что позволяет эффективно реализовывать сцепные свойства покрышек с грунтом. Позволяет развивать высокие обороты при низкой скорости, ограничивать скорость.

Используйте этот режим:

- на труднопроходимых участках (в т.ч. ямы, бордюры);

- на очень скользких, зыбких, вязких, сыпучих покрытиях;

- для преодоления луж, бродов;

- в колее;

- для преодоления всех неопределенных участков;

- на крутых спусках;

- на крутых подъемах;

- для принудительного ограничения скорости до минимальной;

- в сложных и, особенно, в неизвестно насколько сложных условиях движения.

 

 

Переходить из режима в режим можно в движении, соблюдая общие правила:

1. Из понижающих режимов в повышающие можно переходить на любой скорости, после исчезновения необходимости в них. Убедитесь в своевременности переключения – у обратного перехода будет больше ограничений.

2. Из повышающих режимов в понижающие рекомендую переходить:

а) на хорошем покрытии:

- в D3(O/D off) (кнопкой) – на скорости до 90 км/ч (на большей лучше доверять кик – дауну),

- в D2(2) (селектором) – на скорости до 50 км/ч,

- в D1(L) (селектором) – на скорости до 20 км/ч;

б) на скользком покрытии:

- в D3(O/D off) (кнопкой) – на скорости до 70 км/ч,

- в D2(2) (селектором) – на скорости до 30 км/ч,

- в D1(L) (селектором) – на скорости до 10 км/ч.

На тормоз нажимать не надо.

На скользком покрытии избегайте кик – дауна (и вообще резких движений).

Превышение указанных скоростей возможно.

Можно переходить напрямую из D4 в D2(2) (например, перед обгоном), и даже в D1(L), соблюдая скоростные рекомендации.

 

И еще.

Если вы забуксовали, не давите на акселератор. Включите D1 (L) или R (на тормозе) и, не трогая газ, плавно отпустите тормоз. Пробуйте ловить момент начала пробуксовки колес. При необходимости добавьте газ. Затем слегка надавите тормоз (левой ногой, совсем чуть-чуть), придерживая газ. Ну и удачи!

Изменено пользователем Victor

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
 

маленькое уточнение. Можно переходить из D4 в 2 и в L при движении? (не выжимая скорости) и наоборот: из L в 2 в D4 так же ( при движении не выжимая скорости)?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
маленькое уточнение. Можно переходить из D4 в 2 и в L при движении? (не выжимая скорости)

Переключать можно. Но если скорость слишком высокая, то коробка на пониженную передачу не переключится, пока не упадет скорость до необходимой. И тогда переключится. В этот момент машина клюнет носом.

и наоборот: из L в 2 в D4 так же ( при движении не выжимая скорости)?

Ну это легко, без последствий.

 

N – Neutral, нейтраль. Включать после остановки, удерживая нажатой педаль тормоза.

Нейтраль можно включать в любой момент. Остановка и тормоз не при чем.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Переходить из D4 в 2 и в L можно и в движении, утопив кнопку на селекторе. На тормоз нажимать не надо (Вы же едете!). Советую не превышать рекомендованных скоростей. На обратные переключения ограничений нет. (На тормоз тоже не жмем).

Нейтраль тоже можно включить в движении, и тоже без тормозов; но не увлекайтесь – это небезопасно, и неполезно машине.

Изменено пользователем Victor

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Поискал в Интернете про эксплуатацию АКПП и ничего толкового не нашел. Более того, встречаются противоположные рекомендации… Инструкция к Матизу и вовсе кладезь противоречий.

В общем, решил продолжить самостоятельно описывать принципы общения с автоматом, а для наглядности (где нужно), буду приоткрывать секреты его работы.

 

НЕКОТОРЫЕ НЮАНСЫ АКПП.

 

1) Про совместное использование режима «Р» и стояночного тормоза.

 

В большинстве случаев включение режима «Р» гарантирует безопасность, и использование дополнительно стояночного тормоза («ручника») не требуется.

При постановке в режим «Р», после отпускания педали рабочего тормоза часто возникает небольшой «прокат» автомобиля. Бороться с ним просто – после перевода селектора в «Р», нужно педаль рабочего тормоза отпускать плавно, «выбирая» предполагаемый «прокат». Этим нехитрым действием Вы заметно снизите возможные ударные нагрузки на механизм блокировки.

 

Используйте стояночный тормоз (в дополнение к режиму «Р») в следующих случаях:

 

1. – Стоянка на уклонах.

В этом случае механизм блокировки излишне нагружается, стояночный тормоз эту нагрузку уменьшает.

 

2. – Стоянка на скользких покрытиях.

В этом случае блокировки пары передних ведущих колес может оказаться недостаточно для надежной фиксации автомобиля.

 

3. – Стоянка на участках со сложным профилем и с большими углами скрещивания осей. Буквально: если одно из колес (или два по диагонали) в глубокой яме, либо на высоком бордюре.

В этом случае одно из передних ведущих колес оказывается разгруженным, и не способно реализовывать тормозной момент. При этом второе колесо (загруженное), из-за наличия дифференциала так же момент реализовать не может. Машина фактически остается «недоторможенной». Механизм стояночного тормоза воздействует на колеса независимо и подобного недостатка лишен.

 

4. – Проведение ремонтных операций, поддомкрачивание, эстакада и т.п.

И клинья под колеса положите.

 

5. – Вынужденная остановка на МКАДе (и ей подобных).

Уж если кто (не дай Бог) умудриться въехать в остановленную машину, так пусть хоть утолкает ее недалеко.

 

6. – Если Вы в чем-то неуверенны.

 

7. – Вообще, всегда, когда сочтете нужным; и хотя бы иногда – дабы привод не закис. Главное, не забывайте потом с «ручника» снять.

 

Схема постановки следующая: Остановились; удерживая машину рабочим тормозом (педалью), затягиваем «ручник», затем переводим селектор в «Р»; отпускаем педаль тормоза; глушим двигатель.

Обратно: Завели двигатель; нажимаем до упора педаль рабочего тормоза; отпускаем «ручник»; переводим селектор в нужный режим; аккуратно отпускаем педаль тормоза, если нужно (в гору) добавляем газ и едем.

Т. обр. механизм блокировки (режим «Р») постоянно «дублируется» рабочей либо стояночной тормозной системой.

 

Не рекомендуется использовать стояночный тормоз при зимних стоянках (колодки могут примерзнуть), и при очень длительной (месяцами) стоянке (может и вовсе все заклинить).

 

 

2) Про переключение режимов.

 

Включение различных режимов в АКПП происходит посредством взаимного «перезадействования» определенных фрикционных элементов – тормозных лент, дисков и обгонных муфт. Включение режимов происходит достаточно быстро, но не моментально.

Фрикционы изнашиваются в процессе соединения – рассоединения. Следовательно, чем меньше переключений Вы совершаете, тем лучше.

 

Из сказанного следуют некоторые рекомендации:

Перевод селектора из P в D (и обратно из D в P) осуществляйте сразу, без задержек в R и N.

Перевод селектора из D в R (и обратно из R в D) осуществляйте сразу, без задержек в N.

При этих переключениях, естественно, затормаживаем машину рабочим тормозом.

 

Рекомендация при коротких остановках оставлять селектор в режиме движения (не переводить в N или P), а машину удерживать рабочим тормозом, так же вытекает из указанных причин.

 

 

3) Про нейтраль.

 

Я уже как-то говорил о ситуациях в которых допустимо включение режима N на ходу.

Вообще, это действие нестандартное, небезопасное и, в общем, нежелательное. Что же делать, если нейтраль все же была включена (случайно, например)?

 

В режиме N никакие фрикционы не задействованы, и планетарные ряды коробки (тем более при движении) вращаются чуть ли не произвольным образом. При включении режима движения фрикционам приходится их буквально «отлавливать», при этом еще и нет гарантии, что включаемая передача окажется подходящей. Поэтому:

если по какой-либо причине нейтраль была включена во время движения вперед, то, в общем случае, надо полностью остановиться и, удерживая тормоз, произвести обратное включение. Такое включение гарантированно безопасно. На ходу можно включать на скоростях до 60 км/ч, в режим D4 (с включенным овердрайвом – на панели «O/D off» не горит), при прогретом двигателе, ПОЛНОСТЬЮ ОТПУСТИВ ПЕДАЛЬ АКСЕЛЕРАТОРА (и тормоза) и сбросив обороты двигателя.

На более высоких скоростях и с непрогретым двигателем, лучше не рисковать.

 

Виктор.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Victor, уже традиционное "спасибо" :crazy:, и если можно, дополнительный вопрос. Нет ли еще каких-нибудь полезных подробностей про режим с погашенной лампочкой "O/D off"?

Попробовала ехать на нем по трассе, казалось бы там ему самое место, раз при нем задействуется 4-ая передача. Удивило то, что даже на порядочной скорости около 100 км/ч выполнить обгон в этом режиме весьма проблематично. Машина очень-очень плавно реагирует на педаль газа и скорость нарастает очень уж постепенно, время маневра значительно возрастает.

А с включенным "O/D off" (лампочка горит) на такой скорости достаточно чуть-чуть добавить газку и Матиз моментально реагирует значительным повышением скорости.

Так и должно быть?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У четвертой передачи передаточное отношение меньше, чем у третьей (0,725 против 1,000), поэтому на той же скорости обороты двигателя меньше. Это экономит топливо (и, немного, ресурс двигателя), но ухудшает динамику: ведь мотор работает медленно, в диапазоне максимальной экономичности– он просто не способен быстро мобилизоваться.

Кроме того, на четвертой передаче на скорости выше 60-70 км/ч (зависит от условий) блокируется гидротрансформатор(ГТ). Это, опять же, экономит топливо (нет потерь энергии в ГТ), но ухудшает эластичность силового агрегата и, соответственно, динамику.

 

Поэтому разгон в режиме O/D на «хороших» скоростях вялый и неубедительный.

Вопрос вполне решается переходом на третью передачу. Только вот кик-даун (автоматическое переключение вниз при сильном нажатии на педаль газа) в этих условиях немного задумчивый (до нескольких секунд). Это промедление вполне приемлемо, хотя иногда и нежелательно.

 

Можно поступать так: при подготовке к обгону, не меняя положения педали газа, нажмите кнопку «O/D off» (это допустимо делать на любой скорости, но будьте готовы к легкому «клевку»), и обгоняйте. После обгона вновь нажимаем кнопку, возвращаясь в режим D4.

Предпочтительнее, конечно ждать кик-дауна – давите на газ не стесняясь!

 

Ездить по трассе постоянно на третьей (в режиме «O/D off») тоже можно, но я бы не стал.

 

Ссовсем уж тормозящий кик-даун говорит о неисправности АКПП. Оценить ее не сложно и без спец. диагностики. Напишу как-нибудь.

Изменено пользователем Victor

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×